Справка по проведенной перепроверке работ учащихся 5,6 классов по русскому языку в формате ВПР

В сентябре 2020 года в школах Черняховского городского округа были проведены Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР).

После проведенной проверки работ ВПР школьными экспертами на перепроверку в муниципальную комиссию были представлены работы по русскому языку 5,6 классов МАОУ СОШ №1 им.В.У.Пана, МАОУ СОШ №4, МАОУ Междуреченская СОШ, МАОУ Привольненская СОШ (школы, попадавшие ранее в так называемую «группу риска»). Всего было перепроверено 156 работ.

Перепроверка проводится в целях повышения объективности оценивания ответов участников ВПР, а также для оценки сформированности компетенций критериального оценивания у педагогов.

Задачами перепроверки являются:

-выявление фактов наличия необъективного оценивания ответов участников ВПР;

-выяснения причин необъективного оценивания ответов участников ВПР.

Задания ВПР были направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными (фонетическими, лексическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и аналитическими умениями (морфемным, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим разборами), предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Задание № 1 в ВПР 6 класса (по итогам 5 класса) было направлено на совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами, овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными), стремление к речевому самосовершенствованию, максимальный балл – 9. Данное задание проверялось по 3 компонентам: соблюдение орфографических норм, соблюдение пунктуационных норм и правильность списывания текста.

Следует отметить, что учителя проверили правильность списанного текста в соответствии с критериальными баллами. В работах МАОУ Привольненской СОШ, МАОУ Междуреченской СОШ, МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №4 было отмечено незначительное число неисправленных ошибок (орфографических и пунктуационных), которые не повлияли на полученный балл. Можно сделать предположение, что учителя в связи с большим количеством работ и ограниченным сроком проверки пропустили ошибки из-за невнимательности, без умысла завышения баллов. То же самое можно сказать и по проверке диктанта, проведенного в 5 классе (по итогам 4 класса). Не было обнаружено пропущенных ошибок в проверке работ 5 класса МАОУ СОШ №4. Обращает внимание тот факт, обучающиеся 5,6 классов МАОУ Привольненской, Междуреченской школ, МАОУ СОШ №1 им.В.У.Пана показали низкий уровень сформированности умения проводить различные виды разбора: фонетический, морфологический, морфемный и синтаксический. Около 50% обучающихся просто пропустили эти задания или выполнили их не до конца. Можно сделать вывод, что учителя начальной школы не сформировали в полном объеме данную компетенцию, являющуюся обязательной по стандартам ФГОС НОО.

Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание разделов язык.

Основное замечание, которое можно отнести к большинству перепроверенных работ, - это сознательный пропуск (не исправлены, не отмечены) ошибок учителями русского языка во второй части работ, в заданиях, требующих развернутый ответ. На выставление баллов этот пропуск не повлиял (например, был выставлен 0 баллов за неверный ответ и не исправлены орфографические и пунктуационные ошибки в ответе ученика). Также не везде были прописаны итоговое количество баллов, что затрудняло работу муниципальной комиссии, и работы 5 класса МАОУ Привольненской школы были проверены синей ручкой.



Выводы и рекомендации:



$11.     Результаты перепроверки не выявили фактов наличия необъективного оценивания ответов участников ВПР в МАОУ СОШ №1 им.В.У.Пана, МАОУ СОШ №4, МАОУ Междуреченская СОШ, МАОУ Привольненская СОШ.

2. Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке по русскому языку: умение проводить фонетический разбор слова, распознавать простые предложения с обращением и однородными членами, определять лексическое значение слова, выделять основную мысль текста.



3.Учителям вышеназванных школ провести детальный анализ результатов ВПР по предметам, использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания, рассмотреть результаты ВПР на заседании школьных МО учителей-предметников, спланировать систему мер по повышению качества обученности.

4. Следует включить в работу некоторые пункты: продолжить работу над разборами слов (1,2,3,4); анализом текстов; выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка.

5. При организации образовательного процесса направить усилия на дальнейшее формирование регулятивных и познавательных учебных действий школьников: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые корректировки;

6. При организации контроля усвоения знаний, умений учащихся использовать различные формы контроля, что должно найти свое отражение в календарно-тематическом планировании.

7. По результатам ВПР сформировать список обучающихся «группы риска» и

спланировать   проведение индивидуальных дополнительных занятий по

устранению пробелов в знаниях обучающихся.

8. Обеспечить участие педагогов в обучение на курсах повышения квалификации, организованных для экспертов, привлекаемых для проверки ВПР в соответствие с инструкцией, размещенной на сайте информационного портала ВПР: https:// vpr.statgrad.org/

9. Особое внимание обратить на кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки, критерии оценивания заданий ВПР.



Председатель муниципальной комиссии:

М.Г.Камышова, консультант управления образования

Члены комиссии:

Федотова Марина Алексеевна, председатель РМО учителей русского языка и литературы:

Степанова Наталья Владимировна, зав.методкабинетом: